Киноцитата

На чем зарабатывают нелегальные онлайн-кинозалы?
3 сентября 2020

Компания Group-IB провела исследование, в ходе которого было выяснено, за чей счет существуют и работают нелегальные онлайн-кинозалы. Оказывается, оплачивают сей «банкет» рекламодатели — как можно заметить, рекламы на таких сайтах очень много, и в основном это баннеры и видеоролики незаконных букмекерских контор и виртуальных казино.

На чем зарабатывают нелегальные онлайн-кинозалы?

Крупнейшие игровые порталы и букмекеры активно поддерживают деятельность онлайн-кинотеатров с пиратским видеконтентом — фильмами, сериалами, мультфильмами. Именно за счет средств рекламодателей обеспечиваются все стадии создания материала — запись контента в формате CamRip, самостоятельная озвучка, перевод в звукозаписывающих студиях, монетизация. Все эти выводы были сделаны на основе исследования Group-IB, компании, которая контролирует вопросы информационной безопасности.

Оборот пиратских сайтов в Рунете в 2018 году составил $ 87 000 000. К 2019 году эта цифра сократилась до $ 63 500 000. Добиться снижения показателей доходности нелегальных проектов удалось за счет закрытия крупных незаконных интернет-площадок. Но в 2020 году оборот опять стал расти, и в первую очередь, за счет открытия новых пиратских сайтов букмекерских контор и казино. Рост этот обусловлен, прежде всего, пандемией и самоизоляцией: многие люди вынуждены были находиться дома постоянно, соответственно, стали активно пользоваться интернетом. Закономерное следствие — рост интереса к развлекательным сайтам: казино, букмекерским конторам, кинотеатрам.

Кто спонсирует пиратский бизнес

Незаконные онлайн-кинотеатры — главная платформа, где могут разместить рекламу нелегальные букмекеры и казино, с предложениями по бездепозитным бонусам с промокодом. Рекламодатели размещают на сайтах виртуальных кинотеатров ссылки на свои платформы, рекламные баннеры, коды для получения бонусов, сведения об акциях и многое другое. По итогам исследования Group-IB, лидерами среди рекламодателей стали Lucky Partners и Welcome Partners — представленные сервисы выделяют на рекламу крупные суммы, привлекая таким образом в свои проекты новых игроков и поддерживая высокий градус интереса у зарегистрированных пользователей.

Алексей Бырдин, глава ассоциации «Интернет-видео», уверен, что нелегальные онлайн-кинозалы и букмекеры/казино давно и прочно поддерживают партнерские отношения. Что, впрочем, не вызывает удивления, так как азартные игры в нашей стране запрещены, а букмекеры сильно ограничены в рекламе своих услуг. Владельцы казино и букмекерских контор активно ищут рекламные площадки для размещения информации о своих услугах, но выбор очень ограничен. Ни один официальный и легальный сайт не будет размещать на своих страницах сомнительную рекламу. Поэтому многие рекламодатели нашли выход — сайты нелегальных виртуальных кинотеатров: одни рекламодатели открыли для рекламы собственные проекты, другие выбрали уже существующие ресурсы, за счет которых смогли существенно расширить клиентскую базу.

Что касается владельцев пиратских порталов, то у них свои задачи. Они не только зарабатывают на сериалах и фильмах, но и ищут другие способы монетизации сайтов. Один из вариантов — нелегальный показ спортивных мероприятий: в такие трансляции внедряют проморолики «серые» букмекерские конторы, в частности, Patimatch, 1xBet, Melbet. К «серым» компаниям причисляют букмекеров, которые наладили сотрудничество с пиратскими платформами.

На чем зарабатывают нелегальные онлайн-кинозалы?

Специалисты Group-IB подсчитали, какую сумму инвестировал крупнейший букмекер 1xBet в производство пиратского контента, озвучку и перевод зарубежного кино. Цифры впечатляют: в течение последних пяти лет букмекер ежемесячно перечислял онлайн-кинотеатрам суммы от 300 000 до 500 000 рублей. За последние пять лет при поддержке 1xBet было выпущено порядка 900 сериалов и полнометражных фильмов.

За каждого привлеченного клиента нелегальные кинозалы получают свой процент. Доля администрации пиратских сервисов — до 40% от проигрыша приведенного игрока. Например, компания Melbet ежемесячно переводит порядка 1,5 млн рублей крупному виртуальному кинозалу, который в месяц приводит Melbet около 80 новых игроков. Иногда игорные клубы и букмекеры занижают число клиентов, привлеченных партнёрами, — такое нарушение договора позволяет минимизировать размеры отчислений.

Parimatch контролирует размещенные видеоролики, баннеры, объявления. Рекламодатель не может оказывать воздействие на работу сайтов, но при обнаружении незаконно размещенной рекламы он требует у руководства сайта снять публикацию. Если сервис продолжает вести неправомерную деятельность, нарушая пункт партнерского договора, сотрудничество заканчивается.

Денежные переводы через банки

В соответствии с международными стандартами букмекерские конторы и казино должны иметь уникальный код продавца MCC 7995 — это позволяет банкам определять вид деятельности организации. Такая система кодирования позволила в США найти незаконное онлайн-казино и прекратить его деятельность. Но сегодня почти все онлайн-казино сотрудничают с российскими финансовыми организациями, которые не присваивают и не требуют коды. Вычислить сайты с незаконным контентом можно в автоматическом режиме, но банковские организации прописывают коды на основе данных, которые подает сама организация.

Компания Group-IB не только провела исследование, но и направила отчет о его результатах в Генеральную прокуратору, российские и зарубежные правоохранительные ведомства, в компании Visa и MasterCard.

Какие меры могут быть предприняты в отношении нелегальных букмекеров и казино в соответствии с законодательством РФ? По словам Олега Давыдова, исполнительного директора Первой саморегулируемой организации БК, банк может заблокировать перевод по коду MCC7995 либо от фирмы из «черного списка» (в этот список попадают компании, деятельность которых официально была признана незаконной). Так, недавно банк заблокировал отправителя Victory777 — этой организации принадлежит онлайн-казино Azino777.

Но некоторые банки продолжают обслуживать платежи нелегальных казино и букмекеров, причем среди них есть банки, работающие при поддержке государства. Обычно речь идет о транзакциях, которые проводятся цепочкой через российских или зарубежных посредников. Такую практику можно отследить и пресечь только при сотрудничестве с международными платежными системами. Системы должны оперативно реагировать на подозрительные транзакции, отмечать замену кода, штрафовать банки, замеченные в мошеннических схемах, отправлять информацию о найденных нарушениях в правоохранительные органы.

Как легализуют инфраструктуру

Важная роль в пиратском виртуальном бизнесе отведена сервисам видеобалансеров, которые производят нелегальный видеоконтент и обеспечивают к нему доступ клиентов. Подобные компании поставляют виртуальным кинозалам (в России и соседних странах) порядка 80% контента. Их работа выстраивается на технологиях отечественных инфраструктурных компаний. По результатам исследования Group-IB, один из наиболее крупных поставщиков хостинга незаконным ресурсам — организация «МногоБайт», которая в 2019 году обеспечила контентом порядка 60% нелегальных кинотеатров.

Еще одна организация, оказывающая хостигновые услуги для нелегальных проектов, — «ДДОС-ГВАРД». Эта компания защищает пиратские проекты от различных атак, обеспечивают оптимальные условия для функционирования сайтов — например, «ДДОС-ГВАРД» умышленно скрывает провайдеров, продающих хостинг, имена директоров онлайн-платформ и другую важную информацию.